Воркута

Указом Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 г. № 296 территория муниципального образования городского округа «Воркута» отнесена к сухопутным территориям Арктической зоны Российской Федерации.

 

Общая характеристика:

Воркута

Статус муниципального образования

городской

округ

Число населенных пунктов в составе муниципального образования

16

Расстояние до административного центра субъекта Российской Федерации, км

1030

Численность постоянного населения, тыс. человек

81,4

Наименование градообразующего предприятия

АО «Воркутауголь»

Год основания предприятия

1931 г. (2003 г.)

Основной вид экономической деятельности предприятия

05.10.14 «Добыча антрацита подземным способом»

Основная выпускаемая продукция

уголь каменный, угольный концентрат

Доля занятых на предприятии от среднесписочной численности работников организаций муниципального образования, %

21,4

 

Создание Воркутинской опорной зоны

В соответствии с протоколом Государственной комиссии по вопросам развития Арктики от 09.03.2016 г. №1 при разработке новой редакции государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» (далее – Госпрограмма) поддержан подход, предусматривающий формирование опорных зон развития в Арктической зоне Российской Федерации.

В этой связи разработана подпрограмма №1 Госпрограммы «Формирование опорных зон развития, обеспечение их функционирования и сбалансированное социально-экономическое развитие Арктической зоны», реализация которой при непосредственном участии субъектов РФ обеспечит:

- привлечение капитала в экономику регионов за счет создания и функционирования опорных зон развития Арктики и стимулирование инвестиционной активности;

- поддержку проектов в сфере промышленности, туризма и в других отраслях, являющихся коммерчески эффективными;

- развитие транспортной, энергетической и иной инфраструктуры, обеспечивающей стимулирование реализации новых проектов хозяйственного освоения арктических территорий;

- создание новых рабочих мест, увеличение занятости населения за счет повышения уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, на территории которых создаются и функционируют опорные зоны развития Арктики.

Республика Коми активно участвует в этой работе, в том числе в части совместного формирования концепции создания и развития Воркутинской опорной зоны.

Концепция основана на подходе к развитию территории как целостного проекта и подразумевает обеспечение взаимоувязки всех отраслевых мероприятий на этапах планирования, целеполагания, финансирования и реализации, что позволит сократить все виды затрат и издержек.

При этом полноправным участником создания опорной зоны наряду с регионом станет бизнес, работающий в Арктике (около 2/3 мероприятий, планируемых к реализации в рамках формирования и развития «опорных зон» приходятся на внебюджетные источники финансирования).

Правительство Республики Коми поддерживает позицию Минэкономразвития России о том, что проекты формирования опорных зон, в т.ч. Воркутинской опорной зоны, должны стать проектами федерального значения и обеспечивать:

1) развитие не только территории и субъекта РФ, но и макрорегиона в целом;

2) реализацию межрегиональных проектов:

- влияющих на развитие тяготеющих территорий, которые в инфраструктурном плане связаны с Арктикой, на которых может формироваться грузовая база для Северного морского пути или производиться переработка арктических ресурсов;

- формирующих технологические цепочки и государственный заказ на технологии, технику и кадры для арктических нужд.

Несмотря на отсутствие прямого выхода к Севморпути, Воркутинская опорная зона выступает как один из стратегически выгодных транспортно-логистических и промышленных узлов с точки зрения дальнейшего развития и модернизации транспортно-логистической инфраструктуры для освоения и социально-экономического развития Арктики.

Воркута имеет огромный потенциал и возможности разработки расположенных на ее территории новых месторождений Печорского угольного бассейна и Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, широкого комплекса месторождений и проявлений металлических и неметаллических полезных ископаемых, в том числе коренного и россыпного золота, серебра, меди, баритов, свинца и цинка, кварц-каолинового сырья.

В этой связи механизмом реализации потенциала территории станет комплексный проект социально-экономического развития Воркутинской опорной зоны, предусматривающий:

систематизацию и активизацию применения действующих инструментов территориального и отраслевого развития, поддержки реализации промышленных, инфраструктурных и социальных проектов;

апробацию новых, преференциальных механизмов осуществления деятельности в условиях Арктики, направленных как на развитие реального сектора экономики, так и социальной сферы.

Одним из таких механизмов и фактором ускоренного развития Воркутинской опорной зоны послужит создание в Воркуте территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР).

Создание ТОСЭР «Воркута» ‒ оптимальный инструмент развития и диверсификации экономики арктического моногорода, посредством которого резидентам ТОСЭР будут предоставлены налоговые льготы, льготные тарифы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, облегченный порядок проведения государственного и муниципального контроля.

Правительство Республики Коми приступило к подготовке заявки на создание ТОСЭР в Воркуте, которую планируется завершить в июне т.г.

Эффективное использование и развитие ресурсной базы Воркутинской опорной зоны, способной в значительной степени обеспечить потребности России в стратегически важных видах сырья, предусматривает формирование резервного фонда месторождений, гарантирующего:

- энергетическую безопасность страны и устойчивое развитие топливно-энергетического комплекса в долгосрочной перспективе, в период замещения падающей добычи в районах традиционного освоения после 2020 года;

- организацию эффективной разработки месторождений на основе крупных инвестиционных проектов в целях обеспечения в средне - и долгосрочной перспективе внутренних и экспортных потребностей России в цветных, благородных и драгоценных металлах и в дефицитных видах минерального сырья;

- реализацию крупных инфраструктурных проектов, предусматривающих интеграцию субъектов Арктической зоны Российской Федерации с освоенными районами России.

Последние новости